Для того чтобы было более понятно наверное стоило более углубленно и развернуто рассказать о технике многослойной живописи.
Я уже выше писал что возник мертвый слой из иконописной живописи, эта техника была и есть многослойная,а в иконописной живописи имеет очень основательный, не терпящий изъянов, подход, он называется канон, который нельзя изменять. Это касается как материалов так и исполнения. Иконы писали темперой, это тонкослойная, порой акварельная техника и для того чтобы белый в последствии смотрелся белым, делается специальная подложка, которая называется "пробела", поверх неё уже накладывается охристый цвет лица, если это лик, или цвет одежды. Здесь на картинках очень хорошо и наглядно показано, как делается пробела.
http://www.rusicon.ru/rus/centre/secret ... mother.htm Впоследствии, как технику, так и сам подход, перенесли и на саму картину, это видно очень хорошо, если про анализировать картины русских художников Петровской и Екатерининской эпохи Никитин, Аргунов, Лосенко , Матвеев, впоследствии Рокотов, Левитский и т.д. Следуя традиции и русские и европейские художники делали этот слой, как бы прописывая света, поверх которого наносили лессировочно основной оттенок цвета, за счет белой подложки мертвого слоя, цвет выглядел звучно, ярко.
Некоторые художники пошли ещё дальше, они этим слоем создавали объем, впоследствии наносили краску лессировками на мертвый слой, это видно по серым лицам, точнее сказать тонкий лессировочный слой со временем выгорел и тело лица, на некоторых картинах эпохи возрождения по серели. Впоследствии этот метод работы стал выходить из моды.
Мертвый слой умер (если так можно сказать) с приходом пастозной масляной живописи примерно в IX веке, с приходом капитализма и индустриализацией общества, размеренная, медленно текущая жизнь бюргеров, канула в лету, в погоне за длинным рублем, стало невыгодно работать продолжительное время над картиной. Многослойная живопись с продолжительной просушкой слоёв, не могла конкурировать с методом работы а-ля прима и не выдержав конкуренции канула в лету.