Мертвый слой

Вопросы по технологии живописи

Мертвый слой

Сообщение Andg » 05 май 2016, 10:14

Когда в подмалевке идет "мертвый слой"? В чем выражается его необходимость. Понимаем, что можно обходится и без него, но все же...
Спасибо.
Аватара пользователя
Andg
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 21 апр 2016, 09:58

Re: Мертвый слой

Сообщение Юстас » 05 май 2016, 14:08

Он идет сразу после слоя умбры. Когда умброй уже выявлены общие основные формы предметов.
О его назначении современные художники толком мало кто знает, для себя понял, что он берёт свое начало из иконописи, кстати в канонической иконописи до сих пор высветляют света, более светлой охрой с белилами. Думаю для высветления светов и придания большей объемности фигурам делался этот промежуточный слой. Ведь по законам живописи света даже писать и то плотнее надо, нежели чем тени. Можно сказать ещё так: слой умбры-это основа под тень и полутень, а мертвый слой-это основа под света, с более мягким переходом в полутень "сфумато" так называемое. Причем он делался разными красками, а не, как принято сейчас считать, черно-белой смесью под гризайль. Где то в какой то теме уже затрагивался этот вопрос, я постил даже примеры картинок.
Аватара пользователя
Юстас
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 24 ноя 2015, 07:36
Откуда: Омск

Re: Мертвый слой

Сообщение AntonZ » 05 май 2016, 18:07

Это еще своеобразная защита от выгорания красок. Краски не светостойки все и со временем становятся прозрачными или блекнут. Так вот с умброй и белилами картина продолжает сохранять светотоновую конструкцию картины.
Аватара пользователя
AntonZ
Администратор
 
Сообщения: 96
Зарегистрирован: 08 дек 2014, 21:05

Re: Мертвый слой

Сообщение Andg » 06 май 2016, 02:45

честно говоря, как для меня, все это похоже на теорию радиоцепей или сопромат какой то...
Аватара пользователя
Andg
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 21 апр 2016, 09:58

Re: Мертвый слой

Сообщение Юстас » 06 май 2016, 08:48

Для того чтобы было более понятно наверное стоило более углубленно и развернуто рассказать о технике многослойной живописи.
Я уже выше писал что возник мертвый слой из иконописной живописи, эта техника была и есть многослойная,а в иконописной живописи имеет очень основательный, не терпящий изъянов, подход, он называется канон, который нельзя изменять. Это касается как материалов так и исполнения. Иконы писали темперой, это тонкослойная, порой акварельная техника и для того чтобы белый в последствии смотрелся белым, делается специальная подложка, которая называется "пробела", поверх неё уже накладывается охристый цвет лица, если это лик, или цвет одежды. Здесь на картинках очень хорошо и наглядно показано, как делается пробела. http://www.rusicon.ru/rus/centre/secret ... mother.htm
Впоследствии, как технику, так и сам подход, перенесли и на саму картину, это видно очень хорошо, если про анализировать картины русских художников Петровской и Екатерининской эпохи Никитин, Аргунов, Лосенко , Матвеев, впоследствии Рокотов, Левитский и т.д. Следуя традиции и русские и европейские художники делали этот слой, как бы прописывая света, поверх которого наносили лессировочно основной оттенок цвета, за счет белой подложки мертвого слоя, цвет выглядел звучно, ярко.
Некоторые художники пошли ещё дальше, они этим слоем создавали объем, впоследствии наносили краску лессировками на мертвый слой, это видно по серым лицам, точнее сказать тонкий лессировочный слой со временем выгорел и тело лица, на некоторых картинах эпохи возрождения по серели. Впоследствии этот метод работы стал выходить из моды.
Мертвый слой умер (если так можно сказать) с приходом пастозной масляной живописи примерно в IX веке, с приходом капитализма и индустриализацией общества, размеренная, медленно текущая жизнь бюргеров, канула в лету, в погоне за длинным рублем, стало невыгодно работать продолжительное время над картиной. Многослойная живопись с продолжительной просушкой слоёв, не могла конкурировать с методом работы а-ля прима и не выдержав конкуренции канула в лету.
Аватара пользователя
Юстас
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 24 ноя 2015, 07:36
Откуда: Омск

Re: Мертвый слой

Сообщение Andg » 07 май 2016, 03:48

вот ответ, который прислала мне женщина из Питера, занимающаяся именно этой техникой...
"С помощью мертвого слоя мы решаем несколько задач. Во-первых корректируем форму и тон ....Во-вторых придаем глубину картины... Посмотрите на свою руку с внутренней стороны? вы видите серо-голубоватый оттенок? ... Поэтому мертвый слой например в холодных тонах делает кожу реалистичной .... Для сравнения напишите картину с мертвым слоем и без.. И сравните результат.. Думаю этим самым вы получите ответы на все ваши вопросы... Желаю вам успехов и творческого вдохновения...?"

А сейчас, когда вы сказали, что лессировочный слой ждет выгорание, то, наверное, слегка передумаю и испорчу еще че нить...
Аватара пользователя
Andg
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 21 апр 2016, 09:58

Re: Мертвый слой

Сообщение Юстас » 07 май 2016, 04:40

Все правильно она вам ответила, с моим ответом это никак не расходится,а только дополняет его, просто внедрение мертвого слоя привнесло некоторые свои плюсы в живопись, она и описала один из них, я другие, кто то вспомнит ещё какие то. Например, ещё забыли упомянуть о жемчужном оттенке всего колорита картины, который придает ей мертвый слой.
А на счет лессировок не переживайте, вы просто представьте какой светостойкости раньше краски были, когда каждый художник намешивал их себе сам из разных пигментов и разных рецептов смесей. В то время краски заводы не выпускали, (это средневековье и эпоха возрождения XII-XVI века) краски стали выпускать где то в XVIII-XIX веках. Сейчас краски завода ЗК достаточно светостойкие. Но в принципе, как упоминал выше Антон, любая краска со временем выгорает от солнечного света, (по этому просушивать на окне заключительные слои не рекомндуется), просто какая то быстрее, а какая то нет, так что заморачиваться этим не стоит, слой краски в любом случае с высыханием истончается, это обусловлено испарением масел из красочного слоя и затвердеванием или кристаллизацией смол. Ну и тончайшие (акварельные) лессировки на мертвый слой наносятся только в светах где вступает в силу уже оптическое смешение цвета, там где мертвый слой написан в серой гамме, кроют обычно плотнее.
Аватара пользователя
Юстас
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 24 ноя 2015, 07:36
Откуда: Омск

Re: Мертвый слой

Сообщение Юстас » 06 июл 2016, 08:16

https://www.youtube.com/watch?v=kyrRCGTonYQ
Очень наглядное видео, девушка поверх мертвого слоя наносит тонкие лессировки придавая телу телесный оттенок.
Аватара пользователя
Юстас
 
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 24 ноя 2015, 07:36
Откуда: Омск


Вернуться в Вопросы и ответы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
@Mail.ru